|
Первый прототип тяжелого танка Ис-4 - объект 701-2.
Второй прототип тяжелого танка Ис-4 - объект 701-5.
Третий прототип тяжелого танка Ис-4 - объект 701-6.
Третий прототип тяжелого танка Ис-4 - объект 701-6.
Ис-4.
Вид сзади на Ис-4. Обращает на себя внимание характерное и необычное для советских танков
расположение цилиндрических наружных топливных баков.
Размещение боекомплекта в танке Ис-4 и кассеты для снарядов.
Отделение управления тяжелого танка Ис-4.
тяжелый танк Ис-4, 1947 год.
|
|
|
Разработка тяжелого танка Ис-4 началась в 1944 году,
несколько раньше, чем Ис-3. Поэтому его
заводской номер - 701 - меньше, чем у его предшественника. Инициаторами
создания новой машины были руководители ЧКЗ: Зальцман И.М. (директор),
Махонин С.Н. (главный инженер) и Духов Н.Л. (главный конструк-тор); ведущий
конструктор проекта - Троянов Л.С.. Главной их задачей было создание перспективного
тяжелого танка для завершающего этапа войны и на последующее время. Следует
отметить, что работа эта, как и в случае с Ис-3, велась с известной долей
конспирации. О ней до времени не были информированы ни нарком танковой
промышленности Малышев В.А., ни первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б)
Патоличев Н.С.. Проектирование финансировалось из заводского бюджета.
По-видимому, такая секретность была вызвана тем, что задуманная машина
изначально не укладывалась в весовой лимит 46 т, утвержденный Сталиным
И.В., и руководство завода не хотело прежде времени "дразнить гусей".
Серийному образцу Ис-4 предшествовали изделия 701-2, 701-5 и 701-6.
Эти машины отличались друг от друга толщиной брони, маркой и калибром орудия, расположением мест членов экипажа.
На изделии 701-2 устанавливалась пушка С-34 калибра 100 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 800 м/с.
Боекомплект состоял из 30 выстрелов. Имелись телескопический прицел ТШ-17 и смотровые приборы МК-4. Толщина брони лобовых и
бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160 мм. Двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-12 мощностью
750 л.с. позволял 55,9-тонной боевой машине развивать скорость 43 км/ч. Экипаж состоял из 4 человек.
На объекте 701-5 поставили 122-мм пушку Д-25Т и увеличили толщину брони башни. Масса танка возросла до 58,5 т.
Вариант 701-6 получил армейское обозначение Ис-4 и
в 1947 году был принят на вооружение Советской Армии. Корпус его сваривался
из броневых листов большой толщины, а литая башня имела переменную толщину
стенок с развитыми скуловыми и лобовыми деталями. Лобовая и бортовая броня
корпуса и башни не пробивались зарубежными противотанковыми пушками с
дальностью 1000 м, а кормовой лист корпуса имел такую же толщину, как
и лоб башни танка Ис-2.
Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся небольшой круглый люк,
закрываемый отодвигающейся в сторону крышкой. В крышке люка устанавливались два смотровых прибора,
которые необходимо было снимать перед открыванием люка. Сиденье механика-водителя регулировалось по высоте
и могло устанавливаться в боевое положение при закрытом люке и в походное - при открытом.
Передняя часть башни танка закрывалась съемным броневым листом,
крепившимся болтами. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа
пушки. В задней части крыши башни располагались слева - люк командира танка с крышкой, справа - люк
заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши находились смотровые приборы,
причем в крышке люка командира - перископический смотровой прибор ТПК-1. Вращение
башни осуществлялось механизмом поворота, имевшим два привода: ручной и электрический.
Планетарный блок механизма поворота допускал раздельную и совместную работу этих
приводов без каких-либо переключений.
Пушка Д-25Т калибра 122 мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК.
На башне танка ставился на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным
прицелом К8-Т. Для наведения пушки и спаренного пулемета применялся механизм поворота башни,
секторный подъемный механизм и система командирского управления с электроприводом.
Стрельба из пушки велась прямой наводкой с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ-45,
а с закрытых позиций с помощью бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.
Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. Особенностью
боеукладки Ис-4 было размещение снарядов в специальных металлических кассетах. Каждая кассета состояла
из цилиндра, амортизационной пружины и пружинного запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен
дополнительный стакан (между амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для осколочно-фугасных
- колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 кассет,
для осколочно-фугасных гранат - 18. Держатели замков бронебойных снарядов окраши-вались в красный цвет,
осколочно-фугасных гранат - в желтый. Боекомплект 12,7-мм патронов состоял из двух укладок по 500
штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки,
две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в
четырех брезентовых сумках.
На танке был установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный бескомпрессорный
дизель В-12 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 800 см3 и максимальной мощностью 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин.
Он отличался от своих предшественников семейства В-2 главным образом наличием приводного центробежного
не выключающегося нагнетателя. Топливная система включала в себя три основных встроенных топливных бака общей
емкостью 410 л. Четыре дополнительных топливных бака по 90 л каждый устанавливались снаружи танка на корме.
Вместо топливного насоса НК-10 (как у В-2) применялся двенадцатиплунжерный насос НК-12. Кроме того, у двигателя
В-12 были внесены изменения в конструкцию картера, головок блока, форсунок, распределительного вала,
выпускных клапанов, масляного фильтра и водяного насоса. Два осевых горизонтальных вентилятора
обеспечивали охлаждение радиаторов. Запуск двигателя в холодное время года облегчался за счет подогрева
всасываемого воздуха. Воздухоочистители - типа "Мультициклон", двухступенчатые, с бункером для сбора пыли.
Силовая передача (точнее, механизм передач и поворотов)
- планетарная, обеспечивавшая шесть передач вперед, три назад и два нейтральных
положения. Она состояла из трехскоростного редуктора, представлявшего
собой двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами
и выполнявшего роль коробки передач, конического реверса и механизма поворота
типа ЗК с мультипликаторами. Механизм поворота типа ЗК был разработан
в 1935 - 1936 годах профессорами Кристи М.К. и Зайчиком Г.И. и изготовлен
в металле для легкого плавающего танка Т-38,
однако из-за сложной для того времени конструкции применения не получил.
Основными его преимуществами являлись: автоматическое увеличение крутящего
момента на ведущих колесах при повороте по сравнению с прямолинейным движением;
устойчивое прямолинейное движение; создание тормозной силы без участия
тормозов. Главным недостатком механизма поворота типа ЗК было значительное
падение скорости центра тяжести машины при повороте, что приводило к ухудшению
динамики при выходе из поворота из-за перегрузки двигателя и уменьшения
частоты вращения. Механизм поворота типа ЗК показал хорошие результаты
в танках с низкой удельной мощностью (11 - 13 л.с./т), так как снижал
необходимую для поворота мощность. С увеличением удельной мощности его
использование стало нецелесообразным.
Это один из примеров, когда прогрессивное
конструкторское решение опередило существовавшую в то время технологию.
А ведь только применение дисков трения фрикционных элементов, работающих
в масле, которые не были освоены отечественной промышленностью, могло
повысить надежность трансмиссии и уменьшить ее массу и размеры.
Привод управления механизмом передач и поворотов был
механический, селекторный, с гидравлическим сервированием педали на передачах
переднего хода. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие
колеса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту
было по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска - индивидуальная,
торсионная. Гусеница - мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром.
Число траков в каждой гусенице - 86. Шаг трака - 160 мм, ширина - 720 мм.
Электрооборудование включало в себя четыре аккумуляторные
батареи, соединенные параллельно-последовательно, общей емкостью 256 А/ч, генератор
Г-73 мощностью 1500 Вт, электрический стартер СТ-700 мощностью 15 л.с. Система проводки -
однопроводная, с напряжением в сети 24 В. Для приборов аварийного освещения предусматривалась
двухпроводная система проводки. На машине устанавливалась автоматическая система
противопожарного оборудования с термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном
отделениях. Средства связи состояли из радиостанции 10-РК-26 и переговорного устройства ТПУ-4бисФ.
Официально считается, что серийное производство Ис-4 началось в
1947 году. Однако ряд фактов позволяет считать, что часть машин была выпущена раньше - в 1946-м и даже
в 1945 году. В отличие от последних на танках выпуска 1947- 1948 годов устанавливались
модернизированные пулеметы ДШКМ обр. 1938/46 гг., коллиматорный прицел К10-Т
и радиостанции ЮРТ. Начиная с 1948 года танки комплектовались переговорным устройством ТПУ-47.
Всего за время серийного производства до 1949 года было изготовлено около 250 Ис-4.
Стоимость одной машины составляла 994 тыс. рублей.
Эти танки направлялись в основном в войсковые части,
дислоцированные на Дальнем Востоке - в Забайкалье, Приморье и т.д. Служба
нового танка оказалась недолгой - Ис-4 вывели из эксплуатации и поставили
на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения. Причиной этого
был целый ряд обстоятельств. Эта боевая машина, имевшая самое мощное в
мире на момент ее создания бронирование, обладала существенными недостатками:
массой, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время
мостов и транспортных средств, низкой надежностью трансмиссии, невысокой
проходимостью, обусловленной большим удельным давлением (0,9 кг/см2).
Недостаточной была и маневренность танка, а по вооружению Ис-4 не имел
преимуществ перед тяжелыми танками Ис-2
и Ис-3.
В комплектном состоянии танк Ис-4 можно
увидеть только в двух местах: в подмосковной Кубинке в экспозиции Музея
бронетанкового вооружения и техники и в качестве памятника в п. Забайкальске
Читинской области.
По данным журнала "Бронеколлекция 3'96"
Тактико-технические характеристики
|