- : [ Словарь ] : -

 

Комплектный Ис-2М

  Единственный полностью комплектный Ис-2М сохраняется в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Особенностью этого танка: корпус образца 1943 года с люком-пробкой механика-водителя.

Ис-2М из экспозиции Музея ВОВ в Москве на 
	  Поклонной горе. Вид спереди.

Ис-2М из экспозиции Музея ВОВ в Москве на 
	  Поклонной горе. Вид сзади.

  Ис-2М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны в Москве на Поклонной горе. В лобовом листе корпуса над смотровой щелью механика-водителя расположена шахта для установки прибора ночного видения ТВН-2. Большие кронштейны на кормовом листе танка предназначены для крепления двух 200-литровых бочек с топливом, маленькие кронштейны между ними - для дымовых шашек. В центре кормового листа - кронштейн для крепления пушки при развернутой назад башне. Кормовой башенный пулемет изъят, а его шаровая установка заварена.

Ис-2М

  Ис-2М.

Ис-2.

  Ис-2.

Ис-2.

  Ис-2.

Ис-2 образца 1942 года.

  Ис-2 образца 1942 года.

Музейный экспонат тяжелого танка Ис-2.

  Музейный экспонат тяжелого танка Ис-2.

Ис-2 Китая

  Ис-2 Народно-освободительной армии Китая, 1952 год.

Тяжелый танк Ис-2.

  Тяжелый танк Ис-2.

Тяжелый танк Ис-2.

  Тяжелый танк Ис-2.


   Почти одновременно с Иc-1 началось производство более мощно вооруженной модели Иc-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.
   В октябре 1943 года под руководством Шашмурина Н.Ф. была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122 мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытатепьный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка PzKpfw V "Пантера". Первый же снаряд пробил лобовую броню «Пантеры» и, не утратив своей знергии, прошил все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвап его и отбросил на несколько метров.
   Под маркой Ис-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 т, незначительно превосходившей массу танка Кв-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции Благонравова А.И. позволила уменьшить ширину корпуса Ис-1 на 18 см по сравнению с Кв-1с.
   В 1944 году Ис-2 был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя - щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин, производство танка Ис-1 прекратили. С этого момента в производстве остался только Ис-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
   Вскоре на Ис-2 изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел ПТК-5) и расширили броневую маску пушки. С середины 1944 года Ис-2 начали выпускаться с наклонной лобовой частью корпуса без смотрового люка механика-водителя (так называемой «пробки»), но со щелью, закрытой стеклоблоком. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде Ис-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой войны. В середине 1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.
   Танки Ис-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков, которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». Вначале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая. Ис-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода Великой Отечественной войны.

    По данным книги "Энциклопедия танков", 1998 г. 


   На завершающем этапе Великой Отечественной войны основным советским тяжелым танком был Ис-2, созданный в 1943-м конструкторами Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). В том же году новую боевую машину запустили в серийное производство. До момента его прекращения в середине 1945 года было изготовлено 3483 Ис-2, причем 60 из них собрали в Ленинграде, на восстановленном Кировском заводе.
   Эта машина оставалась на вооружении Советской Армии вплоть до начала 60-х годов. Планировавшийся ей на смену Ис-3 имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Тяжелый танк Ис-4 также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время Ис-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая боевая машина. Поэтому в 1954 году была осуществлена крупная модернизация танка Ис-2 с целью продления срока его службы.
    Был изъят кормовой пулемет, боекомплект пушки увеличили до 35 выстрелов, ввели подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Стеклоблок (триплекс) механика-водителя заменили призменным перископом, а кроме того, установили прибор ночного видения ТВН-2 или БВН. Двигатель В-2-10 заменили на В-54К-ИС с маслозаканчивающейся системой, форсуночным подогревателем НИКС-1 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункера. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла, введено жесткое крепление ее к задней опоре. Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменили сальниковые уплотнения. Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120 послевоенной конструкции. Модернизированные таким образом танки получили обозначение Ис-2М. Они находились на вооружении тяжелых танкосамоходных полков и окончательно были заменены в войсках танками Т-10.
    Помимо Красной Армии танки Ис-2 состояли на вооружении Войска Польского. 71 боевая машина была передана для формирования 4-го и 5-го полков тяжелых танков. За время боев в Померании 4-й полк тяжелых танков уничтожил 31 танк, противника, потеряв при этом 14 своих. Оба полка принимали участие в битве за Берлин. Планировалось сформировать еще два таких полка - 6-й и 7-й, но сделать этого не успели - закончилась война. К концу боевых действий в Войске Польском осталось 26 Ис-2 (21 машину вернули Красной Армии, а остальные были потеряны в боях). Сохранившиеся танки и вошли после войны в состав польского 7-го тяжелого танкового полка.
    В послевоенный период Ис-2 поступили на вооружение и чехословацкой армии.
    В начале 1950-х годов небольшое количество Ис-2 передали Китаю. В Корее китайские добровольцы применяли их против американцев. По данным американской разведки китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты Ис-2 (по 5 танков в каждой).
   Во время войны а Индокитае французские войска столкнулись с Ис-2, которые Китай передал Вьетнаму. Один танк "Пантера", имевшийся у французов, был доставлен во Вьетнам для проведения экспериментов по противодействию танку Ис-2.
    Куба получила два полка Ис-2М в начале 1960-х годов. Спустя 30 лет как минимум 15 "исов" использовались там в береговой обороне в качестве огневых точек.
    Примерно в это же время Ис-2 получила КНДР.
   
    На базе танка Ис-2 были созданы тяжелые самоходные артиллерийские установки (САУ) ИСУ-152 и ИСУ-122, самоходные ракетные комплексы (пусковые установки первых вариантов тактических неуправляемых ракет - НУРСов, типа "Филин"), самоходный стартовый агрегат 8У-218 (объект 803) для ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 8К11, а также комплекса 8К14, ремонтно-эвакуационные тягачи ИСУ-Т, БТТ-1 и БТТ-1Т.

    По данным журнала "Бронеколлекция 3'96" 

   Потребность в более мощном, чем KB, танке была вызвана возросшей эффективностью немецкой про-тивотанковой обороны и ожидаемым появлением "Тигра" и "Пантеры". Работы над новой моделью с весны 1942 года вела специальная группа конструк-торов (ведущий Шашмурин Н.Ф.), в которую входили Ермолаев А.С., Сычев Л.Е. и др.
   Осенью 1943 года проект закончили и изготови-ли три опытных экземпляра. После испытаний ко-миссия Государственного Комитета Обороны пред-ложила принять танк на вооружение, и в декабре 1943 года началось его серийное производство под обозначением Ис-1 (Ис-85 ИС - Иосиф Ста-лин).
    Танк имел 85-мм полуавтоматическую пушку конструкции Петрова Ф.Ф. и весил немногим больше Kв-1с (44 т), но обладал более толстой броней, рационально распределенной по корпусу и башне (дифференцированную толщину брони). Корпус сваривался из литой лобовой детали и катаных листов бортов, кормы, днища и крыши. Башня - литая. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота конструкции Благонравова А.И. позволила уменьшить ширину корпуса Ис-1 на 18 см по сравнению с Kв-1с.
   Однако к тому времени 85-мм пушку установили и на Т-34-85. Было нецелесообразным производить средний и тяжелый танки с одинаковым вооружением.
   Коллектив, руководимый Ф.Ф. Петровым, в конце представил расчеты и планы размещения в танке 122-мм пушки. Петров взял за основу корпусную 122-мм пушку образца 1937 года с несколько укороченным стволом и установил ее на поворотном механизме 85-мм пушки. В конце декабря 1943 года начались заводские испытания танка с новой пушкой. После ряда усовершенствований (в том числе замены поршневого замка на клиновый для повышения скорострельности) 122-мм танковая полуавтоматическая пушка образца 1943 года 31 декабря была принята на вооружение и появился Ис-2.
   Благодаря хорошо продуманным конструктивным решениям его размеры по сравнению с Kв не увеличились, а скорость и маневренность оказались выше. Машину отличали легкость управления и возможность быстрой замены агрегатов в полевых условиях.
   122-мм пушка обладала дульной энергией в 1,5 раза больше, чем 88-мм пушка "Тигра". Снаряд весил 25 кг, имел начальную скорость 790 м/с и на дистанции 500 м пробивал броню толщиной до 140 мм. Боевое крещение Ис-2 получили под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944 года.
   Во втором квартале 1944 года улучшили прицельные приборы, уширили маску пушки. С середины 1944 года Ис-2 начали выпускать с корпусом измененной формы - теперь его лобовая часть стала такой же, как и у Т-34. Механик-водитель вместо смотрового лючка получил смотровую щель с триплексом. Танк назвали Ис-2М.
   После войны в ходе капитального ремонта танки получили несколько измененный двигатель танка Т-54, противопожарное оборудование, приборы ночного видения и т.п. Боекомплект увеличили на 7 выстрелов. Пулемет в кормовой нише башни убрали. Внешний вид танка изменился за счет появления так называемых бортовых бункеров (ящиков) и крыльев новой формы. На танк устанавливались большие дымовые шашки БДШ. Модернизированный танк Ис-2М до 60-х годов не уступал по боевым качествам лучшим иностранным. Масса его достигла 48 т, но скорость за счет улучшенной трансмиссии увеличилась до 40 км/ч.

    По данным книги "История танка 1916/1996: энциклопедия техники" 
издательского дома "Техника - молодежи" 

Тактико-технические характеристики



Разработка и дизайн AlexD21 ©® 2001 Закрыть Наверх
Сайт управляется системой uCoz