|
Деревянная модель танка Ис-6 в натуральную величину.
Тяжелый танк Ис-6 с электротрансмиссией во дворе завода.
Кормовая часть деревянной модели.
Танк Ис-6 (объект 252) с механической трансмиссией во время испытаний.
|
|
|
Проект тяжелого танка Ис-6 (объект 253) был разработан
на Опытном заводе № 100 в Челябинске в первой половине 1944 года. Главной особенностью
этой боевой машины стало применение на ней электромеханической трансмиссии.
Первая подобная попытка была предпринята в Военной академии механизации и
моторизации в 1935-1936 годах. Тогда трансмиссию для легкого танка Т-26 собрали
из троллейбусных агрегатов и она имела массу 1800 кг. Работы над ней прекратили из-за того,
что полученная тяговая характеристика не отвечала требованиям, предъявляемым к
танковым трансмиссиям.
В 1941-1943 годах проводились эксперименты по применению электромеханической
трансмиссии на тяжелом танке КВ. Трансмиссия создавалась в сотрудничестве ВАММ,
завода "Динамо" и ЧКЗ. Она занимала значительный объем в моторно-трансмиссионном
отделении танка, а громоздкая регулирующая аппаратура - половину объема боевого
отделения.
Захват Красной Армией в 1943 году немецких самоходных
орудий "Фердинанд", оснащенных электротрансмиссией, дал новый импульс
поискам в этом направлении. Летом 1944 года на Уралмашзаводе была спроектирована
самоходно-артиллерийская установка ЭСУ-100 с задним
расположением боевого отделения. Применение на этой машине электромеханической
трансмиссии увеличило ее массу на 3 т по сравнению с САУ с механической
трансмиссией. Проектные материалы по ЭСУ-100 вместе с проектами других
новых САУ рассматривались в октябре 1944 года на специальном заседании
Технического совета Наркомата танковой промышленности с участием сотрудников
управления самоходной артиллерии. Совещание признало, что электротрансмиссия,
будучи в принципе прогрессивным видом конструкции, не является технически
рациональной для машин среднего класса и дает значительное увеличение
массы, не оправдываемое острой необходимостью. В результате этого вывода
работы по изготовлению ЭСУ-100 осенью 1944 года были прекращены.
В соответствии с решением ГКО приказом наркома танковой промышленности от 8 июня 1944
года Уралмашзаводу совместно с заводом № 100 было поручено изготовление
чертежей и выпуск опытных образцов тяжелого танка Иc-6. Основные проектные
работы были уже выполнены заводом № 100, значительная их часть пришлась
и на долю конструкторов Уралмаша, так как выпуск рабочих чертежей производился
именно здесь. Изготовление опытных образцов осуществлялось обоими заводами
со сборкой и отладкой танков на Уралмашзаводе.
Осенью 1944 года после
заводских испытаний танк Иc-6 вместе со вторым комплектом деталей и запасным
корпусом отправили на НИБТПолигон в Кубинку для сравнительных испытаний
новых тяжелых танков, изготовленных танковыми заводами.
Тяжелый танк ИС-6 имел классическую компоновку с формой корпуса и башни, близкой к
танку Иc-4.
122-мм танковая пушка Д-30 была спарена с пулеметом Горюнова.
На крыше башни на турели установили зенитный пулемет ДШК. Боекомплект
танка состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 1200 патронов калибра
7,62 мм и 500 патронов калибра 12,7 мм к зенитному пулемету. Прицел ТБШ
- телескопический, танковый. Зенитный пулемет снабжался коллиматорным
прицелом К8-Т. Смотровые приборы командира, механика-водителя, наводчика
и заряжающего - типа МК-4, по одному у каждого.
Двигатель В-12У мощностью
750 л.с. размещался в кормовой части танка. В электромеханическую трансмиссию
входили главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и массой 1740 кг,
установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором
на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А,
предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения
тяговых двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата
АКБ. На дизеле были смонтированы два малых генератора постоянного тока
Г-73, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые
электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые
передачи соединялись с ведущими колесами танка. Регулировка силы тяги
производилась изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток
достигал 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, на местности
- 740 А. Напряжение в цепи 500 В.
Ходовая часть танка Ис-6 с шестью опорными и тремя поддерживающими
катками на борт была подобна ходовой части танка Ис-2.
Подвеска - индивидуальная, торсионная.
На танке устанавливалась
радиостанция 10-Р и переговорное устройство ТПУ-4бисФ.
Был изготовлен
еще один образец танка Ис-6 (объект 252) с механической трансмиссией
типа Ис-3. Судя по всему, для его изготовления использовали второй комплект
деталей и запасной бронекорпус. В ходовой части были применены опорные
катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали. Максимальная
скорость составляла 43 км/ч (восьмая передача в КП была заблокирована).
Масса танка уменьшилась до 51,5 т.
По огневой мощи танк Ис-6 не превосходил
танки Ис-2, Ис-3 и Ис-4.
Его броневая защита была лучше танков Ис-2 и
Ис-3, но несколько уступала Ис-4. Установка электротрансмиссии облегчала
управление танком и должна была способствовать повышению его маневренных
качеств. Однако этого не произошло вследствие большой массы как самого
танка, так и электротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней.
Что касается варианта танка Ис-6 с механической трансмиссией, то за исключением
броневой защиты он вообще не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми
танками.
По данным журнала "Бронеколлекция 3'96"
Тактико-технические характеристики
| |